В дипломном проекте реконструкции комплекса районного Дома молодежи и школьников в Москве , расположенного в гуще старой застройки, композиционное объединение разнородных по назначению и характеру площадок, окруживших Дом технического творчества — спортивных, игровых для младшего возраста — было выполнено за счет активного цветового решения разнородных фасадов зданий вокруг участка — получилось своеобразное «общее ограждение». Приподнятая над землей «проникающая структура» пешеходного мостика, соединившего разные функциональные зоны, стала композиционной осью всего образования, а само стоящее в центре здание — его «доминирующим объемом». Здесь набор технических приемов «связывания» подсказан ситуацией, которая породила принципиальную архитектурную установку проекта. Это получается довольно часто — в городской среде основания утилитарной связи примыкающих пространств не всегда явно выражены, тогда как художественные причины прослеживаются во всех случаях — эстетическое начало в сознании зрителя перерастает утилитарно-практическую основу и становится главным качеством архитектурной системы.

Сравнивая между собой п.п. 7.1 и 7.2, можно отметить, что и материально-физические компоненты среды трактуются как элементы композиционной структуры. Но в первом случае они рассмотрены как система соподчинений, как иерархия, во втором — вне зависимости от их акцентной или доминантной роли, как якобы нейтральный от содержания способ взаимной организации архитектурного материала (кроме приемов «доминирующий ориентир» и «доминантное пространство»). Однако в конкретных ситуациях эти «нейтральные» приемы обязательно вступают в акцентно-доминантные отношения. Так, причудливо декорированная периментральная застройка, «общее ограждение» площади Рынка во Львове, является главной темой композиции, несмотря на то, что центр площади занят крупным массивом ратуши. А в проекте Дома молодежи и школьников многоэтажная и достаточно интересная по формам обстройка участка работает всего лишь как акцент.

Кроме того, тот или иной прием может рассматриваться безотносительно его роли не только в смежных, но и в единых пространствах. Например, концентрация масс на периферии площадки отнюдь не означает, что там же расположен доминантный элемент композиции. Так, на другой центральной площади Львова-Мицкевича — разнообразная и довольно мощная застройка, окружающая пространство, не может переспорить впечатление от стоящего в ее центре памятника поэту.

Приведенные замечания показывают, как точно следует формулировать цель того или иного вида архитектурного анализа, поскольку один и тот же компонент архитектурного пространства в одной и той же ситуации может исполнять различные роли в зависимости от позиций и задач анализа.

Фрагменты Исторического сквера в Екатеринбурге и Суворовской площади в Москве, современное состояние .

В настоящее время частично изменилась обстройка площади, рассматривается вопрос о ее реконструкции в связи со строительством новых подземных стоянок, но в целом ее структура существенно не изменится.

Проектировщики, к сожалению, часто недооценивают выразительность прорисовки планшета средовых композиций, больше полагаясь на активность форм, «вырастающих» из его поверхности. Но в действительности человеку удобнее смотреть на землю на 60° ниже уровня горизонта . И те архитекторы, которые умеют учитывать эту особенность нашего зрения, достигают весьма высоких результатов в формировании среды, концентрируя максимум доступных им художественных средств на планшетной плоскости. Особенно если есть возможность хотя бы частичной организации искусственного рельефа, «разворачивающего» поверхность планшета для лучшего обозрения. А такая возможность существует почти всегда .

Сопоставление этих рядов показывает, что при их очевидном сходстве придание пространственным единицам К. Линча композиционного смысла увеличивает количество значащих элементов, преобразуя «отвлеченный» принцип систематизации в рабочую рекомендацию для проектирования. Это подтверждает справедливость замечания английского теоретика архитектуры П. Спрейриджена: «Архитектурное пространство может быть самостоятельным островом, независимым от соседних пространств, или несколько пространств могут быть взаимосвязаны, чтобы восприниматься наилучшим образом при движении от одного к другому. Они могут намеренно быть запроектированы так, чтобы выявить их взаимосвязь, чтобы подчеркнуть значительное здание в пространстве или обозначить важное направление движения» (приводится по материалам Я.В. Косицкого).

You may also like

This website uses cookies to improve your experience. We'll assume you're ok with this, but you can opt-out if you wish. Accept Продолжение