Центричность зеркальных схем композиции

1953
Центричность зеркальных схем композиции - ханака Бехауддин в Бухаре
Центричность зеркальных схем композиции - ханака Бехауддин в Бухаре

По осям симметрии планов на фасадах располагаются проемы. Разновидность этой группы порально-купольные , сохраняющие центричное однокупольное внутреннее , но лишь один парадно оформленный фасад (группа мавзолеев, входящих в ансамбль Шахи-Зинда, и др.).


Во второй схеме зеркальная композиция реализуется в нескольких вариантах, не меняющих положения главного купольного помещения на основной оси построения. Окружающие помещения симметричны оси, пересекая ее или группируясь параллельно ей. Например, в мавзолеях Чашма-Аюб (Бухара) и Ак-Сарай (Самарканд) помещения, расположенные позади главного зала, лежат на общей оси, пересекающей продольную ось.

Центричность зеркальных схем композиции - мавзолей Чашма-Аюб (Бухара)
Центричность зеркальных схем композиции — Чашма-Аюб (Бухара)
Центричность зеркальных схем композиции - мавзолей Чашма-Аюб (Бухара)
Центричность зеркальных схем композиции — мавзолей Чашма-Аюб (Бухара)

Однако две различные с точки зрения начертания схемы -центрально-осевая и зеркальная -обнаруживают ряд общих черт. Прежде всего это центричность зеркальных схем композиции. В самом деле, связь доминирующего центрального пространства с боковыми помещениями создает поперечную ось, которая активно влияет на внешний объем (Ишрат-хана). Размеры здания на продольной оси незначительно больше поперечных, а иногда и меньше. Поэтому, возможно, в натуре не всегда воспринималось осевое построение, но обязательно отмечалось главенство центрального купола. В целом композиционный инвариант планов мавзолеев можно характеризовать так же, как центричный.

Помимо главного зала мавзолеи иногда включали группу дополнительных помещений подсобные худжры для приема посетителей или для прислуги.

В центричных мавзолеях подсобные помещения компонуются на основных планировочных осях, насыщая рисунок плана. Этот своеобразный орнаментальный прием характерен и для группы продольно-осевых (зеркальных) композиций. В рисунке плана, передающем пластику интерьера, графически акцентирована главная ось. Например, восьмигранные ниши лежат только на продольной оси или группируются по обеим сторонам ее (мавзолей Шехазаде Абдулла в Герате). Поочередное расположение на одной оси поминального зала и усыпальницы характерно для продольно-осевых композиций.

Увеличение числа помещений в мавзолеях с зеркальной планировкой, укрупнение объема достигается развитием симметричных узлов плана, проведением дополнительных поперечных и продольных осей. Мавзолеи с компактной центричной планировкой — как бы уменьшенные модели крупных комплексов-мавзолеев с продольно-осевой композицией.

Центричность зеркальных схем композиции - ханака Бехауддин в Бухаре
Центричность зеркальных схем композиции — в Бухаре

в первые века своего существования согласно правилам дервишского аскетизма представляли собой скромные обители; позднее они превращаются в обширные сооружения, построенные по установленному плану. Ханака включает большой зал молитвенных собраний или дервишских радений, , жилые и хозяйственные помещения и очень часто усыпальницу главы ордена.

Подобно мавзолеям в схемах этих традиционных сооружений представлены и центрально-осевая и зеркальная планировки. В центрально-осевых схемах помещения располагаются равномерными группами по осям, которыми служат замкнутые симметричные контуры, например квадрат. Поскольку жилые помещения худжры равновелики, то рисунок плана создается трансляцией постоянной ячейки вдоль оси, направление которой и диктует форму здания (ханака в Файзабаде, Бухара). В зеркальных схемах ячейка транслируется по осям, параллельным главной оси или пересекающим ее. Переносная здесь вспомогательный прием, насыщающий исходную схему; повторение, перенос одного и того же элемента позволяет получить необходимое количество помещений.

Орнаментальные сочетания разновеликих центрально-осевых и зеркальных помещений по существу уравновешивают значение обоих приемов построения.

Все сооружения типа ханаки варьируют схему с доминирующим центральным куполом.

Караван-сараи принадлежат к наиболее многочисленной типологической группе. Тем не менее их планы, как правило, сходны и имеют открытое внутреннее пространство-двор или обширный зал. Вокруг него размещаются помещения, навесы, галереи. Изменение наружного контура здания не меняет принципиальной схемы композиции.

Торговые купола («ток») ставились на перекрестках центральных улиц. Их объемно-пространственная композиция состоит из центрального купольного зала, окруженного более низкими сводчатыми и купольными помещениями. Рисунок плана задается осью трансляций, по которой перемещается основной структурный элемент перекрытия — купол. На плане торгового купола Заргарон в Бухаре четыре оси трансляций замкнуты в квадрат. Пример симметрии подобия дает план пассажа Чорсу в Самарканде. Его центральное шестигранное пространственное ядро перекрыто куполом, повторяющим в большем масштабе форму куполов малых примыкающих пространств. Окружность, на которой расположены их центры, служит для них осью трансляций с периодом. Несколько усложненным вариантом этой схемы является план торгового купола Тельпак Фарушон. Пространство торгового купола Абдуллахана в Бухаре организовано более сложно. Ось трансляций, изломанная по контуру восьмиугольника, отодвинута от центрального восьмигранного ядра.

Центричность зеркальных схем композиции - торговые купола Бухары
Центричность зеркальных схем композиции — торговые купола Бухары

В композиции торговых зданий с особой очевидностью наблюдается тенденция комбинаторного сложения архитектурного объема. Инвариантно сохраняется центр и направляющая трансляций. Эта схема реализуется изменением формы направляющей круг, квадрат, шестиугольник и т. д. либо изменением размеров транслируемых элементов.

Самые общие варианты трансформации исходных схем планов обнаруживают широкий диапазон освоения типовой схемы посредством преобразований симметрии.

Разобранные схемы типов одиночных сооружений, наиболее характерных для эпохи, строятся по законам архитектурной симметрии, лежащим в основе комбинаторных приемов построения. Особенно четко они прослеживаются в схемах, состоящих из равновеликих объемов, таких, как обходные галереи мечетей, равномерно повторяющиеся ряды хиджр в или более сложные комбинации в торговых сооружениях.