Застройка Киева

3

Застройка Киева первой половины XIX века является местным провинциальным вариантом классицизма. Однако его основные эстетические принципы неукоснительно соблюдаются: в планировке — регулярность, а в формах — симметрия, равновесие частей и их субординация и непременные атрибуты: в своеобразном истолковании, колонны или пилястры на плоскостях стен, треугольные фронтоны, наличники и карнизы. Отличительная черта киевских зданий этого времени — почти полное отсутствие скульптуры и барельефов.
Улицы и площади, появившиеся в городе в первой половине XIX века, имеют небольшие размеры, они наделены лиризмом и задушевностью, чему во многом способствуют их непритязательная и порой наивная архитектура, органическая связь с пейзажем, с роскошной природой Приднепровья.


С 1860-х годов обнаруживается кризис классицизма, на смену ему приходит архитектура, пытающаяся ответить на новые запросы общества. Возникают различные стилевые течения, использующие приемы и формы как исторических стилей, так и местные традиции зодчества, новые материалы. Создается массовая архитектура жилья, общественных сооружений, которая не диссонирует исторически сложившимся ансамблям, облику улиц, а дополняет их, удачно оттеняет сооружения прошлого.

Первый планировки Подола

Первоначальная, складывавшаяся на протяжении веков и застройка Подола не сохранилась. Около полудня 8 июля 1811 года в доме столяра на Спасской улице вспыхнул пожар. Погода была необыкновенно сухая, дул сильный ветер, и через четверть часа весь район от Канавы до Андреевской горы был объят пламенем. Такого пожара на Подоле не было за всю историю его существования. Деревянные строения, заборы, деревянные мостовые и даже зеленые насаждения- все горело. Через три часа древний Подол перестал существовать. Не сохранилось ни одного здания, погибли колоссальные ценности, имущество и товары всего Подола. В Братском монастыре сгорела ценнейшая академическая библиотека. Ни в одной церкви не уцелело внутреннее убранство.

Первый проект планировки Подола после пожара был выполнен Меленским, но он не был утвержден. Новый проект было поручено составить придворному архитектору В. И. Гесте; в 1812 году его проект был одобрен, и по нему началась застройка этой части Киева. Но начавшаяся вскоре война с Наполеоном приостановила работы.
Перепланировка Подола была сделана Гесте без учета местных условий, исторически сложившейся структуры района, что привело к тому, что многие каменные здания оказались под случайным углом по отношению к вновь проложенным улицам. Характерная для классицизма нивелирующая прямоугольная сетка улиц во многом стерла индивидуальное лицо Подола. Этот «высочайше конфирмованный план» не был осуществлен в том виде, как его спроектировал Гесте.

Планировка и застройка Подола

Среди его массовой застройки выделяются несколько домов. Двухэтажный жилой (ул. Жданова, 20/2) в первом ярусе оформлен четырьмя глухими арками и рустом, а во втором ионийским ордером. Фасад другого дома (ул. Зелинского, 5) украшен полуколоннами ионийского ордера. Близким по архитектурным формам к ним является (угол ул. Игоревской и Набережно-Крещатицкой), оба фасада которого имеют четырехколонные ионийские портики. Затем возведение домов велось в сторону Пущи-Водицы. В середине XIX века на Подоле были срыты внешние валы и вместо них проложены улицы Верхний и Нижний вал.

Планировка и застройка Подола сохранила черты, свойственные классицизму, дополненные в эпоху модерна новыми зданиями, и является, таким образом, памятником градостроительной культуры прошлых эпох.