Здание Биржи на стрелке Васильевского острова

1349
Здание Биржи на стрелке Васильевского острова
Здание Биржи на стрелке Васильевского острова

Автор Биржи на стрелке Васильевского острова — (придворный Александра I). Первый вариант проекта был составлен в 1801 г., однако пять раз отклонялся Академией художеств. Эксперты — А. и А. Захаров. В 1805 г. утвержден окончательный вариант, по которому построено. До Томона Биржи разрабатывал Д. . Он поставил здание под углом к оси Стрелки Васильевского острова, не выделив его положение среди других зданий; оно не стало центром окружающей территории.


После заключения экспертов Томон поставил Биржу строго по оси Стрелки, совпадающей с осью Невы. Выдвинул Стрелку на 120 м от линии естественного берега, создав облицованную гранитом насыпь правильной полукруглой формы. Здание Биржи представляет собой вид дорического периптера (10 х 14 колонн), поставленного на высоком подиуме. Объем здания, перекрытый на два ската, вырастает из-за колоннады и раскрывается по торцам громадным полукружием арок. На фоне проема арок вырисовывается скульптурная группа, поставленная на аттике колоннады. Симметрично зданию установлены две ростральные колонны. Нева превратилась в архитектурное связующее звено между Зимним дворцом, Петропавловской крепостью и Биржей, создала единый градостроительный ансамбль.

Здание Биржи на стрелке Васильевского острова
Здание Биржи на стрелке Васильевского острова

По проектам Томона построен парковый павильон в Павловске — храм-памятник «Супругу-благодетелю», театр в Одессе и мемориальная колонна в Полтаве.

Карл Иванович (1777-1849) родился в России, учился в Петербурге, работал у архитектора Бренны на строительстве Павловского дворца и Михайловского замка. Период 1802- 1804 гг. провел с Бренной в Европе, изучая архитектуру Парижа и Рима. С 1804 по 1815 г. работал над проектами в Москве и Твери. В 1816 г. был назначен главным архитектором Петербургского комитета для строений и гидравлических работ. Послевоенные годы (1816-1832) — самый яркий и активный период его творческой деятельности.

В 1818-1822 гг. он перестраивает жилой генерала Елагина, находившийся в усадьбе на Елагином острове. Ансамбль в результате работы К. Росси включал в себя дворец, оранжереи, кухонный и конюшенный корпуса. Здание дворца поставлено на каменную террасу с чугунной решеткой и распашными лестницами, перед которыми — открытая поляна. Противоположный фасад обращен в парк с выходом к воде, что обусловило различные подходы к композиции. Она в объемных формах выделяет парадные залы, особенно подчеркивая овальный зал с куполом (фото 112).

112. Елагинский дворец

Проектируя Михайловский дворец (1819-1825) для брата царя — Михаила, К. Росси перепланировал большую территорию в центре Петербурга: пробил новую (Михайловскую) улицу, связавшую Невский проспект с центром дворца, перед которым спроектировал площадь. По замыслу зодчего, к площади обращены фасады театров, филармонии, музея, что дало справедливое название — «Площадь искусств». Дворец в плане — прямоугольное здание (100 х 40 м) с двумя узкими световыми дворами-колодцами. Парадные залы располагались по внешнему периметру, образуя кольцевые анфилады. Служебные и жилые комнаты для персонала — вокруг внутренних световых дворов, отделялись от парадной части дворца коридорами.

Главный фасад, обращенный к Невскому проспекту, представляет собой трехчастную композицию с ризалитами и колоннадой ордера, полпятого на аркаду первого этажа (фото 113). Садовый фасад — гигантская лоджия между двумя ризалитами, с колоннадой и аттиком, увенчанным скульптурой. Перед этим фасадом — открытая поляна Михайловского сада с павильоном-пристанью. С двух сторон поляна окружена плотными куртинами деревьев, которые по замыслу зодчего создавали иллюзию большого парка. В настоящее время Михайловский дворец — это великолепный Русский музей, гордость национального искусства.

113. Михайловский дворец

Одновременно со строительством Михайловского ансамбля Карлу Росси было поручено на площади перед Зимним дворцом возвести два здания: Главного штаба и Министерства иностранных дел. Работа продолжалась с 1819 по 1829 г. К началу проектирования зданий была предопределена застройка площади: с одной стороны — Зимний дворец, с другой — полукруглая конфигурация площади, предложенная ранее Ю. М. Фельтеном. Сохраняя доминантное значение дворца и конфигурацию площади, К. Росси нашел симметричное решение двух зданий, объединив их триумфальной аркой. Ось арки направлена на центр фасада Зимнего и создает при выходе на площадь великолепную картину.

Для осуществления этого замысла Росси перепланировал улицу Большую Морскую, которая проходила от Невского проспекта касательно к площади, и повернул ее системой арок на главную ось дворца. Конструктивно задача решалась так: место поворота Б. Морской улицы к Дворцовой площади перекрыто двумя арками, сходящимися под углом, кессанированная арка выходит непосредственно на площадь. Триумфальная арка закрепила главную ось Дворцовой площади и вновь построенных им зданий; она увенчана победной колесницей Славы, обращенной к Зимнему дворцу (фото 114). Вместе с зодчим над созданием ансамбля трудились и скульпторы В. И. Демут-Мачиновский и С. С. Пименов.

114. Арка Главного штаба

К. Росси, с уважением относясь к творчеству Б. Растрелли (Зимний дворец — в стиле ), спроектировал здание Главного штаба в стиле классицизма, современного своей эпохе. Он архитектурно уравновесил противоположные здания Зимнего и Главного штаба в качестве двух равнозначных частей целого, перенеся центр тяжести всей композиции на саму площадь, заставив работать ее . Установка монументальной Александровской колонны, закрепившей значение Дворцовой площади, явилась логическим завершением замысла Росси. Место установки колонны было предопределено им, но установлена она была позже по проекту и при активном участии архитектора О поста Монферрана. Весь ансамбль Дворцовой площади — прекрасный образец синтеза архитектуры, градостроительства и скульптуры. Он высокохудожественно отражал пафос русского народа после победы 1812 г. (фото 115, 116).

115. Арка Главного штаба

116. Дворцовая площадь